четверг, 17 февраля 2011 г.

Эмоциональный интелект

Развитие эмоционального интеллекта у детей.
В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства). Работа по расширению эмоционального интеллекта целесообразна и с подростками, которые отличаются высокой сензитивностью и гибкостью всех психических процессов, а также глубоким интересом к сфере своего внутреннего мира.

Для чего необходимо уделить внимание эмоциональному интеллекту:
·        умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
·        способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
·      умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Исследования обнаружили, что дети, родители которых вели себя в смысле «эмоционального тренинга», были значительно более здоровыми (меньше болели) и были существенно более успешными в школьном обучении, чем дети, чьи родители применяли другие стратегии поведения. Эти дети устанавливали более тесные отношения со своими сверстниками и были менее агрессивны. В целом у таких детей преобладали позитивные чувства, а негативные чувства были выражены в меньшей степени. Иными словами, они были более здоровыми в эмоциональном отношении. Но самое интересное наблюдение состояло в том, что эти дети оказались более устойчивыми и стабильными в трудных ситуациях. Хотя и они, естественно, испытывали разочарование, печаль и гнев, но они, как оказалось, были способны сами справиться со своими чувствами, утешить себя или успокоиться.
Как мы видим, эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в жизни и карьере. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявился и сработал, мы должны его развивать не путем тренингов и семинаров во взрослый период жизни, а еще в семье. С целью развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного и школьного возраста мы рекоммендуем некоторые приемы, которые родителей могут использовать для работы с детьми в семье:


 Рекомендации для родителей:

-        Предложите ребенку сшить куклу «Страх». Как правила дети которые очень чего то боятся, видя какой красивой получилась кукла, перестают боятся.
-        Вместе с ребенком можно составить историю про любую эмоцию, и закончить ее очень хорошо. Это поможет ребенку правильно выходить из сложных ситуаций. Но помните не следует навязывать свое мнение. Вы можете спроектировать ситуацию, что бы посмотреть, что получится.
-        Вспомните какие ни будь истории когда было «Грустно», «Обидно», «Радостно» Поделитесь с ребенком своими чувствами, и тогда ребенок поделиться с вами своими чувствами. Это поможет не скрывать свои чувства, а в адекватной форме заявлять о них. Это упражнение особенно полезно для Мальчиков.
-        Старайтесь больше говорить о своих чувствах, это поможет ребенку не стыдится своих чувств.
-        Предложите ребенку нарисовать самый грустный день в свое жизни, попросите его рассказать, что было грустного. Затем предложите ребенку нарисовать самый радостный день в своей жизни. Предложите ребенку рассказать об этом дне.

1 комментарий:

  1. В школы бы специалистов по этому вопросу.
    Сейчас должность школьного психолога эта такая большая малина - когда один психолог числится в нескольких школах сразу (ну не брать же в штать каждой школе лишнего).
    И видеть его прижодится пару раз в месяц на каких то весёлых посиделках цель которых совсем не ясна.

    ОтветитьУдалить