воскресенье, 20 февраля 2011 г.

Детская агрессивность


Проблема агрессии и насилия является одной из наиболее острых проблем современного общества. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Неудивительно, что родители нередко жалуются педагогам и психологам на повышенную агрессивность, раздражительность своих детей, а педагоги в свою очередь обращаются к психологам с запросами о выборе средств педагогического воздействия на данную категорию детей.
 Чаще всего под этим понятием подразумевается такое состояние ребенка, при котором он силой стремится получить то, что хочет, или при помощи силы реагирует на угрозу благополучию.


Можно предположить, что, прибегая к агрессивному поведению, дети борются за свое психологическое, а порой и физическое выживание и, вырастая, своим асоциальным поведением мстят этому миру за то, что он не принимал, не любил, не понимал их.
Обычно агрессивные действия выступают у детей в качестве:
                    средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);
                    способа психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
                    способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Наиболее распространенными проявлениями агрессии в детском возрасте упрямство, драчливость, приступы гнева, ярости, негодования, жела-ние обидеть, унизить, оскорбить, вастность, неумение понять интересы другои завышенную самооценку, разрушительнь действия.
Психологические особеннс провоцирующие агрессивное поведет детей:
                    недостаточное развитие навыков общения;
                    не умения владеть собой;
                    неразвитость игровой деятельности;
                    сниженная самооценка;
                    нарушения в отношениях со сверстниками.
Агрессия может возникнуть в следствие неудач и обид. Старайтесь не ругать своего ребенка из-за неудач, он нуждается в вашей поддержки.
Низкий уровень квалификации и высокие амбиции педагога способны привести к агрессии импульсивного ребенка.
Неправильно выбранный педагогом стиль взаимоотношений может закреплять агрессивное поведение у детей, посещающих образовательные учреждения:
                    авторитарно-отчужденный стиль общения ;
                    стратегия нападения.
Положительную оценку имеет демократический стиль. Авторитарно-принимающий стиль, эффективен в отношении  тревожных детей, но не подходит импульсивным. Для него характерны жесткие оценки поведения ребенка, сочетание строгости и справедливости, но в то же время педагог проявляет высокий уровень эмпатии, чувство долга и ответственность.
Существует недостаток педагогической культуры общения с агрессивными детьми. Стандартные реакции на таких детей скорее усиливают их особенности, нежели способствуют их перевоспитанию. Большинство учащихся с нарушениями в поведении считают, что постоянно и незаслуженно подвергаются вербальной агрессии (интонация, содержание речи) со стороны педагогов, которая унижает их личностное достоинство.
Что бы помочь ребенку преодолеть агрессию можно использовать упражнения на несовместимость реакций, согласно которой у детей можно вызывать чувства, несовместимые с гневом и агрессией. Это, прежде всего:
                    чувство эмпатии, сопереживание. Эмпатия, возникающая на вид боли и страданий жертвы, может быть эффективна для снижения уровня открытой агрессии, но только в тех случаях, когда агрессоры не находятся в раздраженном состоянии и не очень уверены в правильности своих действий;
                    юмор и смех («Ты выглядишь сейчас круче Шварценеггера»).

1. Можно так же использовать упражнения на эмоциональную разрядку. Помогите ребенку выплеснуть эмоции и негативную энергию в безопасном русле. (Предложите покричать в подушку, можно пробовать бить подушку или топчан). Оптимальным вариантом служат любые занятия спортом, даже в домашних условия. Это повышает физический тонус и способствует эмоциональной разрядке.

2. Метод «поглаживания» прогрессирующего ребенка, такое действие с вашей стороны вызовет у него позитивные состояния и реакции, несовместимые с гневом и агрессией. Не обязательно в прямом смысле поглаживать ребенка, это могут быть неожиданные подарки, доброжелательный юмор, ненавязчивая похвала.
В момент особенно интенсивного агрессивного состояния ребенка можно  использовать следующие приемы:
а) попросить ребенка улыбнуться, подышать глубже, нормализовать дыхание, расправить плечи, расслабиться, отжаться от пола;
б) предложить ребенку переадресовать агрессию на неодушевленный предмет или действие (скомкать и разорвать в клочья бумагу, рисунок со своим гневом/обидчиком, топать ногами, громко кричать, используя «трубу» из ватмана, бить боксерскую грушу, манекен и т.д.);
в)переключить внимание на какое-либо задание («Помоги мне, пожалуйста, снять с полки... Ты ведь выше меня»);
г)можно также попросить ребенка вспомнить что-то приятное, предложить ему мысленно оказаться в приятном месте,сказать себе добрые слова, найти в случившемся положительные стороны.

3.Отечественные исследователи разработали для педагогов и родителей ряд специальных рекомендаций и правил экстренного вмешательства, обеспечивающих конструктивное воздействие на агрессивные реакции детей:
1. Спокойное отношение, игнорирование незначительной агрессии (так называемый изящный уход). Озадачьте «агрессора», неожиданно соглашаясь с ним или меняя тему. Отвечайте так, как если бы слова ребенка были безобидными, незначительными или очевидными.
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности ребенка («Ты воспитанный человек, но сейча ведешь себя агрессивно/ преступаешь допустимую черту», «Я знаю, что ты дисциплинированный. Почему ты сейчас нарушаешь правило?», «Ты злишься? Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь нам продемонстрировать свою силу?»).
3.Снижение напряжения ситуации. Нередко используются действия, усиливающие напряжение и агрессию: усрашающие и гневные интонации, сарказм, насмешки, демонстрацию власти («Будет так, как скажу, понятно?»), агрессивные позы. жесты, физическую силу, жесткие требовния, давление, оценку характера и личности. Постарайтесь избежать такое поведения, чтобы лишний раз не спровоцировать ребенка.
4. Обсуждение проступка после успокоения обеих сторон, но как можно скорее после инцидента, сначала наедине, без свидетелей, а затем в группе или семье. Важно сохранять спокойную, объективную позицию, акцентировать внимание на проступках и его негативных последствиях для окружающих и самого ребенка.
6. Сохранение положительной репутации ребенка. Для ребенка, тем более подростка, самое страшное — публичное осуждение и негативная оценка. Сохранить положительную репутацию можно, публично сведя к минимуму вину ребенка («Ты не хотел его обидеть», «Ты плохо себя чувствуешь»). Предложив компромисс и не требуя полного подчинения, но не распространяйте это на личное общение.

4 комментария:

  1. Ох уж эти маленькие засранцы

    ОтветитьУдалить
  2. А я вроде уже и не ребенок, но до сих пор часто чувствую внутри себя необоснованную агрессию...

    ОтветитьУдалить
  3. Раньше получали по рыло такие мелкие, но т.к. они мелкие стукачи, стал просто игнорировать или перебивать их, унижать перед всеми, после этого не лезет, все что они умеют это матюкатся, больше ничего.

    ОтветитьУдалить
  4. В том что Вы испытываете агрессию нет ничего удивительного, ведь вы живое существо)))это вполне нормально, однако нужно уметь отслеживать когда возникает приступ агрессии, с чем это связанно. По сути дела вы не можете агрессировать с пустого места, нужно за собой по наблюдать. Можете использовать упражнения для снятия агрессии.

    ОтветитьУдалить