четверг, 17 февраля 2011 г.

Что бы уроки были не в тягость


Во всем, что касается учебы детей, родители склонны впадать в две крайности. Одна из них – чрезмерная опека, при которой несчастный ученик даже буковку не смеет написать без разрешения взрослых, а вторая – полное отсутствие не только помощи, но даже и контроля над успеваемостью ребенка. Мол, меня тоже никто не проверял, и ничего – выучился!
Как сохранить «правильный баланс», сопровождая ребенка на пути получения знаний, подскажут советы психологов.


1. Начало занятий в школе – переломный момент в жизни ребенка, который до сих пор большей частью только играл и никому ничего не был должен. А теперь он должен учиться! Эта все чаще звучащая фраза может вселить в неокрепшую психику ребенка настоящий ужас (страх, панику, оцепенение, неуверенность в своих силах и пр.). Дорогие родители, в этот трудный период будьте добры и снисходительны к вашим детям, и тогда ваши отношения обретут новую силу и новый расцвет. Конечно же помогайте им на сколько вам позволит время, только хорошенько определите для себя, в чем конкретно будет заключаться ваша помощь.

2. Остерегайтесь ориентироваться на отметки. Некоторые родители так тяжело воспринимают отметки своих детей, словно они поставлены вовсе не детям, а им самим. По мнению психологов, это происходит потому, что родители бессознательно воспринимают оценку ребенка как оценку своей родительской успешности. Но не стоит забывать, что у разных детей разные способности, разный природный темперамент и темп овладения знаниями. Поэтому главным критерием для вас должна быть обратная связь с ребенком, вроде «понял – не понял».

Вам нужно обеспечить ребенку атмосферу безопасного познания, независимо от того, какую отметку он принесет завтра из школы. При каждой возможности старайтесь подчеркнуть, что ваши чувства к сыну, дочке не зависят от успеваемости и что вы не разлюбите его, ее, даже если завтра в дневнике появится двойка. Уверенность в вашей любви способна сотворить гораздо больше, нежели шантажирующие формулировки, к которым прибегают отдельные родители: «Не будешь хорошо учиться, я тебя разлюблю» или «Если бы ты любил маму, папу, ты бы так не учился». Наоборот, подобные высказывания имеют прямо противоположный эффект. В сознании ребенка школа превращается в то место, из-за которого его могут разлюбить, что порождает страх и перед школой, и перед учителями, и вообще перед любым процессом познания.

3. Никогда не позволяйте себе никаких оскорбительных или обидных высказываний! Старайтесь также оставлять при себе любые оценочные суждения, типа: «неправильно», «я не понимаю, что тебе тут непонятно», «не спеши», «будь внимателен», «разве так можно?», «сколько раз тебе повторять», «подумай ещё раз». Если ребенок совершает ошибку, дальше думать должен взрослый. Например, о том, как упростить задачу и придумать новую, решив которую, ребенок смог бы обнаружить свою ошибку, удивиться ей и исправить её.

4. Помогайте ребенку в темпе, естественном и комфортном для него. Здесь неуместно торопить и подгонять. Ребенок, конечно, может под давлением взрослого начать быстрее писать, но вряд ли он от этого научится быстрее думать.

5. Во время выполнения домашней работы наблюдайте за ним, и при первых признаках утомления организуйте перерыв. Если сын, дочка стали медленнее писать, надолго задумываться над элементарными вопросами или же ерзать на стуле, смотреть по сторонам – значит, пора сделать «переменку». Предложите ребенку размяться (у детей быстро затекают
мышцы от сидения в одной позе), посмотреть в окошко (поочередно на дальние и ближние объекты – простейшая гимнастика для глаз) или же сходить на кухню и взять яблочко, попить водички и др. Своевременно сделанный перерыв предотвратит переутомление ребенка и позволит эффективно справиться с уроками.


Игры на развитие концентрации внимания
Игра"Ищем буквы"
Эти задания способствуют развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.
Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты), карандаши, ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.
Для достижения какого-либо успеха это задание следует проводить минимум 5 раз в неделю по 5 минут. Занятия могут быть индивидуальными или групповыми.
Теперь сама инструкция: В течении 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (указывать можно любую букву): и маленькие и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.
По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и так далее; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружком, на другой отмечаются галочкой и т.п. По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - 4 и меньше пропусков. Больше 4 пропусков - слабая концентрация.
Проигрыш не должен вызывать чувства неудовлетворения у детей, поэтому можно ввести веселые "штрафы": столько раз промяукать, сколько сделано ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и так далее. Время игры не должно превышать 5 минут.
Игра "Найди слова"
На доске или на чистом листе написаны слова, в каждом из которых необходимо отыскать другое, "спрятавшееся" в нем слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога.
Игра "Перепутанные линии"
Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.
Игры на развитие воображения
Составление рассказа
Составление рассказа с использованием определенных слов Детям предлагают слова. Например:
а) девочка, дерево, птица;
б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.
Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.
"Волшебные кляксы"
Для начала игры изготавливают несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают, и можно начать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в
кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов. 

Игры на развитие мышления
Поиск аналогов
Называется какой-либо предмет или явление, например, "вертолет". Необходимо выписать как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным признакам. В данном случае, например, могут быть названы "птица", "бабочка" (летают и садятся); "автобус", "поезд" (транспортные средства); "штопор" (важные детали вращаются) и другие. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов. Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явление по их признакам.
Способы применения предмета
Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, "книга". Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и так далее. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.
Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.


10 комментариев:

  1. А я бы ленив и ребенка мучить тоже не буду)

    ОтветитьУдалить
  2. Про поиск способов применения предметов - интересно.

    ОтветитьУдалить
  3. Всегда в лёт учился и не возникало проблем с тягостью уроков. Но кому-то видать правда надо лечить мозг.)

    ОтветитьУдалить
  4. Проблему в обучение очень часто зависят от мотивации. Так что в первую очередь следует обращать на это внимание. Может у тебя был хороший стимул, по этому проблем и не возникало.

    ОтветитьУдалить
  5. Конечно следует всегда разговаривать с ребенком. Каждый индивидуален, по этому и подход должен быть индивидуальным.

    ОтветитьУдалить
  6. у меня как то всё перешло из одной крайности в другую. сначала очень следили за мной и я учился вполне хорошо(первые классов 5). потом полностью забили и я стал лентяем и скатился. плюс ещё появление компа сказалось.
    теперь у меня ко всему такой отношение пофигистическое и я понимаю, что мне нужен какой то контроль свыше или стимул.

    ОтветитьУдалить